декабрь/январь 2013/14





Наши Звезды
Наша Звезда


    Денис Матвиенко:
    Я не боюсь делать ошибки.

Денис МАТВИЕНКО – один из лучших на сегодняшний день танцовщиков мира, приглашенный солист Большого и Мариинского театров, парижской Гранд Опера и миланской Ла Скала. Пребывая в постоянном творческом поиске, он радует своего зрителя чередой ярких спектаклей, каждый из которых становится событием в Петербурге – городе с искушенной публикой, которую трудно удивить балетными премьерами.


– Денис, театральный Петербург все еще не может прийти в себя после того триумфа, с которым прошел гала¬концерт «Звезды двух столиц». И пусть строгие критики по «косточкам» разбирают каждое выступление, любители балета единогласно признают: увидеть таких разных и таких любимых артистов на одной сцене – огромное счастье и удача. Недаром зал стоя рукоплескал исполнителям и так долго не отпускал своих кумиров со сцены.
– Новый проект Санкт-Петербургского «Театрального центра на Коломенской» действительно оказался успешным. Мы долго думали, чем можно удивить питерскую публику, которая видела всех звезд без исключения. А потом пришло простое решение: представить зрителю сразу многих любимых звезд. Собрать такое количество популярных, востребованных артистов стоило больших усилий, но состав удался на славу – три поколения звезд балета: Игорь Зеленский и Фарух Рузиматов, Игорь Колб, Виктория Терешкина, Ирина Перрен, Иван Васильев, Анастасия Матвиенко, Владимир Шкляров – действительно было на кого посмотреть. Получился разноплановый, динамичный спектакль, в котором каждый артист смог показать лучшие стороны своего творчества. И я рад, что зал столь тепло принимал каждое выступление, что уже есть предложения сделать такие гала-концерты регулярными, а москвичи с завистью спрашивают, когда что-то подобное пройдет и у них.

– Вы в этом гала¬концерте выступали в двух ипостасях – как танцовщик и как художественный руководитель. И это уже не первый ваш организаторский опыт. Как получилось, что руководящая работа прочно вошла в вашу жизнь, стала еще одним, параллельным видом деятельности?
– Балет – это то единственное дело, что я умею, где я абсолютно в себе уверен. И хотя мне грех жаловаться на отсутствие приглашений и работы, во мне всегда бродили новые идеи, планы, задумки. И эта моя инициативность естественным образом воплотилась в разнообразные балетные проекты: благотворительные и коммерческие, гала-концерты и антрепризы. Более того, уже три месяца я являюсь художественным руководителем балета Национальной оперы Украины – это новый виток моей организаторской деятельности, работа, которая захватила меня целиком.

– Это же ответственность колоссальная и нагрузка немалая, вы ведь при этом находитесь на пике своей карьеры, значит, не перестаете выступать! Это идет в разрез с обычной практикой: как правило, танцовщики, лишь выйдя на пенсию, начинают занимать руководящие посты.
– Разумеется, первой моей реакцией на предложение возглавить балетную труппу театра был вопрос: а как совмещать? Но потом пришло понимание, что я могу немало сделать для театра, давшего мне путевку в жизнь. За свою балетную карьеру я успел много где поработать, видел то хорошее, что было в разных театрах, и то, от чего нужно избавляться. Украинская школа всегда давала хороших танцовщиков, но, чтобы стать звездами, солистам приходилось уходить из театра, уезжать в другие страны. Сам театр не давал им развития, там все шло по накатанной колее, таланты затухали, так и не получив нужного импульса.
И я подумал, что благодаря своей известности, своему имени смогу привлечь в театр новых хореографов, обновить репертуар, вдохнуть надежду в артистов, многие из которых имеют звездный потенциал и нуждаются в поддержке. У меня есть своя стратегия, свое видение театра, теперь моя задача – заразить этой уверенностью 170 творческих личностей, находящихся у меня в подчинении. Наверное, я буду делать ошибки, как всякий живой человек, но я не боюсь признавать свою неправоту и исправлять промахи и надеюсь, что правильных решений, приводящих к удаче, будет все-таки больше.
Кстати, примеров удачного совмещения танцевальной карьеры и административных должностей не так уж мало: вот Игорь Зеленский сумел поднять на должную высоту Новосибирский театр, сейчас пробует свои силы в театре им. Станиславского. Владимир Малахов уже лет 10 как возглавляет балетную труппу Берлинской государственной оперы и при этом танцует на лучших площадках мира.

– Раз работа в Киеве забирает все ваши силы, значит ли это, что теперь мы будем реже видеть вас на питерской сцене?
– Не думаю. Как ни странно, но в Киеве я не чувствую себя дома, а вот в Питер всегда приезжаю именно с чувством, что возвращаюсь домой. Свое нынешнее состояние я бы назвал так: мое сердце здесь, а голова в Киеве.
Так что остаюсь приглашенным солистом в Мариинском театре, буду участвовать в проектах Михайловского театра. Любопытным обещает быть фестиваль «Звезды белых ночей». Не хочу раскрывать карты, но надеюсь, что на этом проекте смогут должным образом проявить себя киевские артисты.

– Наш город не назовешь обделенным по части балетных событий мирового уровня, но между тем известны они зачастую лишь узкому кругу ценителей. Вам не кажется, что балет пора выводить из разряда элитарного искусства? И как вы относитесь к таким попыткам популяризировать балет, как телевизионное шоу «Болеро»?
– Балет никогда не был массовым искусством, это, безусловно, элитарный жанр. Но это не значит, что его не нужно пропагандировать, показывать широкой аудитории лучшие образцы творчества наших выдающихся мастеров.
Вспомните, когда вы в последний раз видели на ведущих каналах балетный спектакль? Поэтому любые телевизионные проекты, посвященные балету, стоит приветствовать. Они важны хотя бы для того, чтобы в балет начали вкладывать деньги. В плане классического балета мы по-прежнему остаемся впереди планеты всей, это реальное национальное достояние.
Однако в развитие спорта, того же фигурного катания, вкладываются немалые средства, а балет забыт. Нормальное развитие балетной школы, воспитание плеяды молодых танцовщиков невозможно без серьезной заботы со стороны государства, меценатов.

– Денис, сегодня у вас сложился романтичный дуэт с вашей супругой Анастасией Матвиенко, но, между тем, вы организовали проект «Короли танца», в котором были представлены мужские партии. Нет у вас ощущения, что мужской балет начинает превалировать?
– «Короли танца» – любопытный проект, который произвел впечатление своей новизной и нетривиальностью подачи. Однако то, что интересно как разовый эксперимент, не может стать повседневностью. Да, в современном балете мужские партии стали занимать значимое место, тогда как в традиционном балете всегда солировала женщина, а партнер был немного в тени. Но случилось так, что в один момент сошлись три важнейшие составляющие: гениальная музыка, гениальный хореограф – Григорович и плеяда талантливейших танцовщиков, таких как Нуриев, Васильев, Барышников. И оказалось, что с появлением ярких мужских партий даже классические балеты становятся более выигрышными, зрелищными, техничными.
Но балет без Женщины – это исключено! В танце, как в жизни, мужчина и женщина нужны друг другу как плюс и минус, как продолжение, мы соединены, как пазлы, и только в этом истинная гармония.

– Когда в семье оба супруга артисты балета – это на пользу отношениям или дополнительный мотив для споров, творческой ревности, обид?
– Когда-то Настя сказала мне: тяжело быть в твоей тени. Когда она только начинала, я был уже признанным артистом и те первые шаги, что ей предстояло сделать, давно прошел. Нам обоим было тяжело. Но я ответил Насте: у тебя есть все возможности выйти из тени, я помогу. Она трудолюбива и талантлива, и ее нынешний успех – ее собственная заслуга. Когда мы только приехали в Петербург, она была женой Дениса Матвиенко. А сейчас она уже вышла на свою собственную орбиту, она самодостаточная балерина, востребованная, и ей уже не нужна моя помощь. И если раньше на репетициях у меня рот не закрывался, я постоянно поправлял, делал замечания, то сейчас я молчу: она все знает, а как балерина – знает больше, чем я. Ее успехи для меня очень важны, никакой творческой ревности нет и быть не может.

– Для вас танцевальное будущее было предопределено?
– Вовсе нет, вот моя сестра избежала этой участи, хотя у нее, как и у меня, и бабушка с дедушкой, и мама с папой – все талантливые танцовщики и хореографы. Я, между прочим, в детстве и футболом серьезно увлекался, плаванием и не был таким тепличным ребенком. Просто с ранних лет участвовал в каких-то ансамблях, выступлениях – сплясать перед публикой для меня не составляло никаких проблем. И когда в 10 лет отец спросил меня: «Хочешь танцевать?» – я, не задумываясь, ответил: «Да!» Я же думал, что танец – это праздник: сплясал ковырялочку какую-нибудь, а тебе за это конфеты. А оказалось, что танец – ежедневный изнурительный труд. У станка, лицом к стенке – это же скука! Признаюсь, очень много прогуливал, в 4-м классе прогулял, наверное, полгода. А потом произошел перелом.

– Что же стало причиной? Любовь?
– У нас был гениальный педагог – Валерий Парсегов. Он сумел открыть для нас мир танца так, что мы действительно влюбились в свое дело и не хотели терять ни минуты. Пропустить занятия было немыслимо, выгнать из зала нас было невозможно. Следующие три года я занимался фанатично, и как результат – гран-при международного конкурса в Люксембурге, который я получил сразу после окончания училища. Это был эффектный старт для начинающейся карьеры.
Совершенство от Дениса Матвиенко:
Совершенство – это процесс, некая движущая сила, которая заставляет тебя двигаться вперед, развиваться, творить. Оно, как фантазия, безгранично. Ты знаешь, что никогда не достигнешь его манящей высоты, но пока ты стремишься к нему, ты поднимаешься на ступень выше, становишься лучше.










К списку звезд
Новости

«НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Приглашаем всех на Благотворительный детский концерт «НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Читать дальше
Новогодний бал
В Аничковом дворце с участием норвежского Деда Мороза Юлениссена прошел новогодний бал.
Читать дальше
«Christmas Story»
21 декабря 2013 года в конно-спортивном клубе «Дерби», при поддержке event-агентства «Promotion Event Group», пройдет ежегодный новогодний праздник «Christmas Story».
Читать дальше
Свадьба в Олимпии
Первая свадебная выставка Санкт-Петербурга 2014 года.
Читать дальше
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ДО И ПОСЛЕ КВАДРАТА
05 декабря 2013 - февраль 2014 Русский музей, Корпус Бенуа

Читать дальше
День
косметолога
День косметолога
Для профессионального косметологического сообщества апрель отмечен знаковым событием: из года в год в начале весны в нашем городе проводится форум специалистов по эстетической медицине «День косметолога». Девиз форума – «Весна – время обновления».
Читать дальше
Филлеры
Филлеры: молодость в полном объеме.
Весной женщины чаще начинают смотреть на себя в зеркало и чаще обращаться к косметологу: после суровой зимы просыпается не только природа, но и наше желание быть красивыми! Мы начинаем проводить пилинги, биоревитализацию и, конечно же, улучшать и омолаживать лицо с помощью гиалуроновых наполнителей.
Читать дальше
Отношения
Учитесь говорить о чувствах
Нужно всего-навсего быть счастливой со своим мужчиной: только в семьях, полных любви, понимания, и душевного комфорта вырастают счастливые дети.
Читать дальше
Возраст для женщины – повод гордиться собой!
Почему возраст считается неприличной темой? И кто придумал, что женщин бестактно спрашивать о том, сколько им лет? Интуиция подсказывает, что запрет на эту тему ввели сами представительницы прекрасного пола, которых сначала в тридцать лет не загнать.
Читать дальше