декабрь/январь 2013/14





Наши Звезды
Наша Звезда


    Наталия Фиссон:
    Юбилей с двойным дном.

В этом году театральное товарищество «Комик-Трест», бессменной примой которого является Наталия, отмечает 20-летний юбилей. Наш разговор об этом празднике и о многом другом начался в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» – месте, где впервые прозвучало для публики имя «Комик-Треста».


– Это было очень необычное крещение: мы выступали в только-только отремонтированном зале подвала перед публикой, приехавшей на Первый Конгресс соотечественников, – то есть теми людьми, которые знали о «Собаке» от очевидцев, а то и сами бывали в ней. Владимир Склярский – безвременно ушедший директор возрожденного кафе – сказал нам, что после такого боевого крещения нас ждет успех. И оказался прав – наш маленький театр работает уже 20 лет.
Мы, к слову, потом еще долго буквально жили в «Собаке»: хранили здесь декорации, репетировали, осваивали жанр хепенинг, создавали экшен, который потом превратился в программу «Адреналин» – сейчас ее фрагменты входят во многие наши спектакли. Так что это место для нас очень родное и знаковое.

– Как отмечаете юбилей?
– Поскольку все предыдущие круглые даты мы проводили весьма скромно, в этот раз решили развернуться по полной. Начали с праздничного шествия, которое предварили оранжевым фейерверком, было перерезание ленточки, поздравительные речи. Потом устроили выставку фотографий, которые вошли в наш юбилейный альбом. Это работы лучших фотографов Петербурга, России, западных мастеров. Чтобы увидеть выставку смогло как можно больше людей, решили не мелочиться и разместить ее прямо на рекламных щитах Васильевского острова. Получилась такая круглосуточно и с размахом действующая экспозиция.
Затем гала-концерт «20 лет без Станиславского» в зале «Карнавал» Аничкового дворца – это тоже знаковое место для нас, ведь в ТЮТе учился наш замечательный режиссер Вадим Фиссон. На концерт попали далеко не все желающие, поэтому хочу успокоить тех, кто не увидел этого потрясающего праздника, – в ноябре его покажут по каналу «СТО-TV». Было удивительно, насколько к нашему юбилею все отнеслись с вниманием и пониманием, все наши идеи были поддержаны – огромное за это всем спасибо.

– Но праздник еще не закончился?
– Впереди масса событий! Благодаря юбилею мы провели калькуляцию достижений и выяснили, что у нас целых 6 спектаклей! То есть мы смело можем именоваться репертуарным театром.
Поэтому решили сделать юбилейный марафон: сыграть в ноябре все свои спектакли в разных частях города – там, где мы работали. Это довольно трудно: приходится все возить с собой, но поскольку мы театр, не имеющий своей площадки, нам не привыкать. Так что сыграем везде, кроме, увы, ДК Первой Пятилетки, которого уже нет. Так что, надеюсь, теперь все желающие смогут посмотреть наши спектакли и не сетовать нам на сайте, что мы опять уехали на гастроли и следующего выступления долго ждать.
Ну а закончатся торжества в галерее «Эрарта» показом документальных фильмов, которые сняты про «Комик-трест», и в первую очередь премьерным показом фильма Михаила Грушевского «Человек с неограниченными возможностями» и фильма Светланы Насенковой «Репетиция». Да, еще нужно успеть раздать медали, которые мы выпустили, чтобы отблагодарить самых разных людей, оказавших помощь в становлении нашего театра. Медаль – не шуточная, а совершенно настоящая – называется «За все», и получают ее как наши именитые друзья, так и совсем обычные люди, без поддержки которых, однако, не было бы наших спектаклей.

– Довольны тем, как горожане реагируют на ваш юбилей?
– Разумеется! Мы получили массу поздравлений и теплых слов. И это признание очень приятно! Но, знаете, если бы дело было только в том, чтобы показать себя, можно было бы обойтись меньшим запалом. Наш юбилей – праздник с двойным дном, это призыв к тому, чтобы в нашем городе начали обращать внимание на самобытное, неформальное искусство.
Да, мы известный театр с солидным стажем, мы прорвались, между прочим, потому, что множество людей помогали нам, в том числе бесплатно предоставляя помещение для репетиций и спектаклей. А как быть тем талантливым молодым людям, которые начинают сейчас? В городе физически нет места, где они могли бы творить, нет театров нашего формата. И это в городе, где в 70-е годы появился первый джаз-клуб, первый рок-клуб! А того количества неформатных театров, которые возникли в Питере, и не перечислишь. Взять хотя бы тех, кто уже уехал: «Дерево», «До», «Шарманка», Вячеслав Полунин. Когда в городе остается пространство только для классики, нарушается экология культуры. В Ганновере, который меньше Питера раза в 4, работают 4 центра современного искусства, множество таких площадок в Париже, в Нью-Йорке, у нас пока только центр Курехина, который не приспособлен для театральной деятельности. Надо отметить, что в последнее время ситуация начинает меняться, и нам очень хочется, чтобы эта тенденция набирала обороты.

– Юбилей с двойным дном – это очень в вашем стиле, у вас и спектакли все очень непросты, в них каждый зритель находит свое.
– У нас очень разные спектакли, ни один не похож на другой. Нельзя сказать, что я видел одно выступление и теперь знаю, что такое «Комик-трест», потому что следующее представление будет совсем другим. Но объединяет их то, что люди на них и смеются, и задумываются, ищут аналогии и ответы на волнующие их вопросы. А еще спектакли у нас провокационные, заставляющие зрителя вступать с нами в сотворчество.

– У вашего коллектива на зависть постоянный состав. Как удается быть вместе на протяжении стольких лет?
– У нас такой узкий, почти семейный состав, что с самого начала нужно было договориться, что мы принимаем недостатки друг друга, что нам не нужно ничего друг другу доказывать и меряться силами. Как говорит наш режиссер: свобода – это когда ты можешь выбирать, от кого зависеть. Мы выбрали друг друга. Мы все очень разные: Николай Кычев – профессиональный хореограф и танцор, бывший солист «Тройки», Игорь Сладкевич – клоун, мим. Это блистательные актеры. Мы постоянно развиваемся, учим друг друга. Разумеется, у нас есть противоречия, но поскольку мы создали театр, будучи достаточно зрелыми людьми, мы научились компромиссам и поняли, что из этих компромиссов и противоречий и рождается искусство.
Не надо думать, что мы работаем исключительно такой сплоченной пятеркой – рядом с нами еще много замечательных, профессиональных людей, без которых не родился бы ни один спектакль. И наши друзья вносят огромный вклад: у нас есть встречи под названием «сырники» – это когда близкие приглашаются на просмотр очень сырого, только-только придуманного материала. Они терпеливо отсматривают наши этюды, хотя им порой и не смешно. Но все понимают, что выступление перед зрителем, даже если это всего несколько твоих друзей, принципиально отличается от выступления перед пустым залом, и что, только ориентируясь на реакцию зрителя, мы можем нащупать нерв спектакля.

– Наталия, вы много путешествуете, выступаете перед разным зрителем – есть ли разница в восприятии юмора?
– Еще какая! И не только в восприятии юмора – вообще жизни. Когда ты турист, то ты можешь вообще никак не соприкоснуться с менталитетом местных жителей, разве что послушать рассказы гида, понаблюдать со стороны. А когда работаешь, разница в мировосприятии чувствуется особо остро. В Южной Корее, например, вопрос, сколько вам лет, – второй после вопроса, как вас зовут. Для актрисы он шокирующ, а для корейца важен, потому что в этой стране культ возраста. У нас был молодой переводчик-студент, и мы долго не могли понять, почему монтаж нашего спектакля идет так медленно. Спектакль на носу, ничего не готово. Караул! Думали, может, язык парень плохо знает. Оказалось, понимание о субординации не позволяло ему требовать чего-то от старших, даже если это монтировщики сцены. Вот когда пришел учитель нашего студента – пожилой профессор, все собрали в считанные часы.
Наш техник Сережа, 26 лет от роду, смекнул это, и всю дорогу – а мы гастролировали по Южной Корее полтора месяца – прибавлял себе возраст, даже отпустил бородку, чтобы выглядеть посолиднее. В конце поездки он представлялся 42-летним, но и этого было маловато, вот лет 70 было бы в самый раз.
Другой пример: недавно на фестивале в Голландии Коля решился помочь девчушке-волонтеру, которая тащила огромное ведро с песком – на сцене нужно было что-то укрепить. Девушка закатила скандал и побежала жаловаться на то, что невоспитанный русский оскорбил ее по гендерному признаку. В Скандинавии и США воинствующий феминизм – это вообще больная тема, мужчины запуганы и лишний раз не то чтобы помочь – слово доброе сказать боятся.
То ли дело в Италии – там мужчины любую женщину, идущую по улице, буквально купают в комплиментах. И все это без фривольности и намеков – просто от широты души и позитивного отношения к жизни. Поездка в Италию – это всегда прививка для женского честолюбия, стоит позволять себе такие вояжи время от времени, как прием витаминов уверенности в своей неотразимости.

– Поездки, гастроли, спектакли… А как вы отдыхаете, например, как проводите отпуск?
– Когда так много ездишь по работе, путешествия как вид отдыха теряют привлекательность. Однажды, когда мы осознали, что находимся на гастролях больше 8 месяцев в году, приняли решение сократить поездки до 5 месяцев. Ведь мы не циркачи, не ездим всей семьей, поэтому бесконечные гастроли разрушительно сказываются на отношениях. Тут и кризис грянул: выполнять решение стало проще.
Но если случается отпуск, все равно не сижу на месте. В этом году половину отпуска провела в Барселоне на мастер-классе знаменитого клоуна Джанго Эдвардса, вторую половину – по делам театра в Авиньоне. Свободное время стараюсь посвящать личностному росту – занимаюсь сама или веду тренинги.

– Это тренинги актерского мастерства?
– Тренинги по освоению приемов физического театра. Наш театр не вербальный, и мы уделяем большое внимание языку движений, тела. Но и в обычной жизни каждый из нас говорит на этом языке и читает послания других. Следовательно, мы можем научиться делать этот язык более выразительным и ярким, считывать послания, которые человек неосознанно транслирует, но старается скрыть за мишурой слов. Такой навык очень полезен, особенно руководителям. А как показывает опыт, чем выше ранг, тем более зажатым становится человек. Физический театр освобождает мозг и тело, учит принимать нестандартные решения, раскрывает творческие способности.

Вернуться к списку звезд
Новости

«НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Приглашаем всех на Благотворительный детский концерт «НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Читать дальше
Новогодний бал
В Аничковом дворце с участием норвежского Деда Мороза Юлениссена прошел новогодний бал.
Читать дальше
«Christmas Story»
21 декабря 2013 года в конно-спортивном клубе «Дерби», при поддержке event-агентства «Promotion Event Group», пройдет ежегодный новогодний праздник «Christmas Story».
Читать дальше
Свадьба в Олимпии
Первая свадебная выставка Санкт-Петербурга 2014 года.
Читать дальше
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ДО И ПОСЛЕ КВАДРАТА
05 декабря 2013 - февраль 2014 Русский музей, Корпус Бенуа

Читать дальше
День
косметолога
День косметолога
Для профессионального косметологического сообщества апрель отмечен знаковым событием: из года в год в начале весны в нашем городе проводится форум специалистов по эстетической медицине «День косметолога». Девиз форума – «Весна – время обновления».
Читать дальше
Филлеры
Филлеры: молодость в полном объеме.
Весной женщины чаще начинают смотреть на себя в зеркало и чаще обращаться к косметологу: после суровой зимы просыпается не только природа, но и наше желание быть красивыми! Мы начинаем проводить пилинги, биоревитализацию и, конечно же, улучшать и омолаживать лицо с помощью гиалуроновых наполнителей.
Читать дальше
Отношения
Учитесь говорить о чувствах
Нужно всего-навсего быть счастливой со своим мужчиной: только в семьях, полных любви, понимания, и душевного комфорта вырастают счастливые дети.
Читать дальше
Возраст для женщины – повод гордиться собой!
Почему возраст считается неприличной темой? И кто придумал, что женщин бестактно спрашивать о том, сколько им лет? Интуиция подсказывает, что запрет на эту тему ввели сами представительницы прекрасного пола, которых сначала в тридцать лет не загнать.
Читать дальше