декабрь/январь 2013/14





Наши Звезды
Наша Звезда


    Оксана Бондарева.
    Танец как жажда.

Оксану Бондареву называют одной из самых перспективных балерин России. Ее красота, обаяние, грация вкупе с отличной техникой, недюжинным трудолюбием и фанатичной влюбленностью в балет дают основание полагать, что эта танцовщица способна оставить свой яркий след в истории балета. Солистка Михайловского театра, победительница престижных конкурсов – она буквально живет танцем.



– Оксана, в детстве вы грезили о спортивной карьере. Не жалеете, что перешли в балет, а не стали, к примеру, олимпийской чемпионкой?
– С 4 лет я занималась спортивной гимнастикой и была влюблена в этот вид спорта: знала всех олимпийских чемпионок, обожала спортивные снаряды, особенно бревно. К 11 годам я уже выполнила нормативы кандидата в мастера спорта, но мой тренер уехала работать за границу, и настала пора принимать решение: идти дальше, в еще большие и травмоопасные нагрузки, или переключаться на что-то другое. И тут мама увидела объявление о наборе в балетную школу. Она сама когда-то, как все девочки, мечтала о балете, и можно сказать, что через меня решила реализовать свою мечту. В общем, все так сложилось, что расставание со спортом прошло довольно легко и вовремя. А олимпийской чемпионки из меня, увы, не вышло бы: мне сразу сказали, что с моим мягким характером высших перспектив в спорте у меня нет.

– Каково вам было оказаться в балетной школе после спортивной?
– После семичасовых тренировок, разнообразных нагрузок, к которым я привыкла, стоять у станка казалось очень утомительным и нудным. Спортивная подготовка помогала выполнять любое задание, все казалось легким. Мне и сейчас не стоит труда выполнить нужное количество пируэтов, сделать сложный элемент, зато приходится следить за пластикой, контролировать каждый жест – мой педагог Жанна Исмаиловна Аюпова, блистательная балерина, нет-нет да поправляет меня даже сейчас. Такой отпечаток оставила гимнастика, вид весьма жесткий и резкий. В общем, в первый год в балетной школе я откровенно скучала. Первым волнующим моментом стал день, когда нам выдали пуанты. Это было такое знаковое событие, как посвящение – столько радости и счастья получить такое сокровище! Девочка из моего класса даже уснула в пуантах. А настоящая любовь к балету ко мне пришла через сцену: в первый раз я выступила в класс-концерте в Днепропетровском театре. И вот тут я заболела: меня просто ошеломила сцена, ее магнетизм, не передать словами, что я тогда прочувствовала. Я поняла, что нужно быстрее научиться хорошо танцевать, чтобы тебя выпускали на эту волшебную сцену как можно чаще. Так началась моя балетная «зависимость». Я закончила Днепропетровский хореографический колледж. Завоевала Гран-при на конкурсе Ю. Н. Григоровича и получила приглашение от Марины Константиновны Леоновой пройти стажировку в МГАХ. Конечно, я мечтала работать в Москве, бредила Большим театром, но когда по окончанию стажировки получила приглашение работать в Михайловском театре в Петербурге, была очень рада, что все сложилось именно так.


– Неужели не было обидно, что не вам выпало блистать на сцене главного театра страны?
– То, что я сейчас на сцене Михайловского театра, – это судьба. Я уверена, что ничего случайного не бывает, и все идет своим правильным путем. Мне нужно было очутиться в этом замечательном месте – я мягкий человек, мне здесь теплее, здесь люди более спокойные, не такой темп жизни, больше свободы. Не уверена, что я смогла бы сразу комфортно чувствовать себя в Большом театре, – мне не хватило бы характера и стойкости, чтобы выстоять в конкурентной борьбе.

– Но ведь спортивного азарта и упорства вам не занимать! Мягкость характера – в чем она?
– Разумеется, я боец по характеру – спортивная закалка многое дает. Но есть люди, которые целенаправленно и упорно идут к своей цели, по головам, ломая судьбы, не жалея ни о чем. И добиваются успеха любой ценой. А я так не могу, я все принимаю близко к сердцу, переживаю по каждому поводу… Может быть, с возрастом я закалюсь и наращу панцирь, но пока мне уютнее в моем мире и в моем Михайловском театре.

– О конкурентной борьбе в балетной среде теперь столько говорят! А в Михайловском нет таких кровожадных историй, как в Большом?
– Ну что вы! Даже представить себе не могу ничего подобного. Очень больно узнавать о событиях, которые происходят сейчас в Большом театре, – он всегда был для меня эталоном, а теперь вместо творчества в театре занимаются перетряхиванием грязного белья.

– Насколько рассказы о жестокой борьбе за право выйти на сцену соответствуют истине?
– Порой борьба идет реальная, но я не понимаю людей, готовых на преступление и подлость ради того, чтобы выйти именно на эту сцену и именно в этой роли. Позиция: я хочу танцевать, а мне не дают, – мне непонятна совершенно! Не обязательно идти по головам к сцене Большого. Если ты действительно хочешь танцевать и именно творчество для тебя важнее всего, то пойди и докажи, что ты лучшая, на другой сцене. Есть миллион площадок и миллион предложений как в России, так и за границей. Звезду нельзя не заметить: если ты горишь, если ты действительно живешь танцем, то тебя обязательно увидят и пригласят на лучшие сцены. Лично я, пока еще только входила в репертуар Михайловского театра, танцевала везде, не брезговала ни одной площадкой: я знала, что, если буду ждать в кордебалете, ничего не получится. К счастью, мне не запрещали и не запрещают танцевать в других проектах, потому что это опыт, оттачивание техники, знакомство с публикой – все это важно.


– У рядового зрителя есть стойкое убеждение, что балет – элитарное искусство для избранных людей. Вы с этим согласны?
– Нет. Мне очень бы хотелось, чтобы как можно большее число людей полюбили балет, прониклись его волшебством, приходили на спектакли как на праздник музыки и красоты. Живой оркестр, артисты, которые танцуют именно для тебя. Это не пленка, которую можно сто раз перекрутить, – это встреча с настоящим искусством. Думаю, нужно больше пропагандировать балет, чаще показывать по телевидению наших звезд, таких как Диана Вишнева, Иван Васильев, Наталья Осипова. Обидно, что на Западе они широко известны, а в России о них знают только любители, тогда как в медийные персонажи часто выбиваются случайные люди, которые ничего стоящего для славы страны не сделали. К слову, у нас в Михайловском театре есть проект «Студенческие среды»: раз в месяц студенты могут приходить на лучшие спектакли, купив билет по цене, значительно ниже обычной, – так формируется новое поколение любителей балета.

– Что вы любите больше – классический балет или современную хореографию?
– Я люблю танцевать! Обожаю сюжетные балеты и настоящую классику, которую из поколения в поколение передавали педагоги. И с удовольствием танцую модерн – мне посчастливилось танцевать современную хореографию Начо Дуато. Здесь нет никакого противоречия – модерн раскрепощает, готовит тело к более сложным движениям, после него в классике чувствуешь себя намного увереннее.


– Балетный век до обидного короток. Вы не задумывались о том, чем займетесь после ухода со сцены?
– Конечно, задумывалась. Наверное, я посвящу себя семье, детям. Большого желания преподавать я в себе не нахожу, но это не значит, что моя дальнейшая жизнь не будет соприкасатся с балетом, нельзя знать заранее, что ждет нас впереди!

– Но многие балерины сегодня успешно совмещают семью, рождение детей и балет…
– Мне кажется, это не совсем правильно: когда у тебя появляется ребенок, ты стремишься к нему, тебя тянет домой. А если ты хочешь служить искусству, то нужно быть сосредоточенной только на этом. Пока ты выходишь на сцену, ты сам в душе должен оставаться ребенком: искренне верить в сказку, о которой рассказываешь людям своим танцем. Если ты сама не поверишь, что ты сегодня Аврора, которой предстоит уколоть пальчик веретеном и уснуть, то как же зритель тебе поверит? Весь день перед спектаклем я настраиваюсь на образ, вхожу в состояние моей героини. Зритель простит, если ты не дотянула стопу или не докрутила пируэт, но если ты сохранила образ, значит, довела до конца спектакль – твой маленький шедевр, рожденный здесь и сейчас.

– Как удается отдыхать после таких физических и эмоциональных нагрузок?
– Я очень люблю баню и стараюсь раз в неделю посвящать ей время. Причем со всеми ритуалами – веником, массажем, пилингом, душем Шарко. Это отличное и оздоровительное, и косметическое средство.

– А что из косметических процедур предпочитаете?
– У меня есть свой косметолог, которому я очень доверяю. Но пока делаю только маски, чистку лица. Но за новинками косметологии слежу – там все время появляется что-то интересное.


– За свою гастрольную жизнь вы, наверное, повидали много стран?
– Да, я объездила всю Европу, была в ЮАР, Чили, Израиле, Южной Корее, Канаде… Формально я объездила полмира, но видела мало что кроме кулис и сцен театров. Я очень ответственно отношусь к своей работе, поэтому немыслимо для меня в день спектакля бродить по городу, «исходить» ноги, потратить эмоции, а потом зрителю ничего не отдать. Я целый день настраиваюсь, потом отрабатываю спектакль, и мы переезжаем в следующий город. Выходит, если я что и видела, то урывками и из окна автобуса. Впрочем, и здесь бывают исключения: мне удалось посмотреть Иерусалим – древний, святой город, изумительные Афины, потусить в ночном Лас-Вегасе. Но самой прекрасной была поездка в Италию. Потрясающе красивая страна, и климат и люди, и традиции и кухня – все восхитительно! В Вероне я танцевала Джульетту. Это был спектакль на открытой сцене, на городской площади. Перед этим нам показали балкончик Джульетты, и я вся так пропиталась атмосферой этого города, этой истории любви, что получился очень одухотворенный, незабываемый спектакль. Теперь в списке моих туристических предпочтений Италия стоит на первом месте – когда я закончу танцевать, я посвящу себя семье и путешествиям. Точно.

– Но ведь можно отправиться в путешествие в отпуске!
– В отпуске я тоже танцую. Это для меня как наркотик, как жажда, которую невозможно утолить. Хочется все попробовать, проявить себя, хотя порой приходится репетировать по ночам, как было, когда мы готовили балет на музыку Олега Каравайчука, который поставила Вера Арбузова. Очень сумасшедший проект: мы танцевали в одном пуанте.

– Что же вас подпитывает? Что дает мотивацию?
– Любовь. Без нее ничего невозможно, это самая мощная мотивация. Это не обязательно любовь к другому человеку – она должна пронизывать все, что вы делаете! Меня подпитывают два потока – к работе и к конкретному человеку. Увы, но работа пока заполняет большую часть моей жизни…

К списку звезд
Новости

«НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Приглашаем всех на Благотворительный детский концерт «НОТКИ МИЛОСЕРДИЯ»
Читать дальше
Новогодний бал
В Аничковом дворце с участием норвежского Деда Мороза Юлениссена прошел новогодний бал.
Читать дальше
«Christmas Story»
21 декабря 2013 года в конно-спортивном клубе «Дерби», при поддержке event-агентства «Promotion Event Group», пройдет ежегодный новогодний праздник «Christmas Story».
Читать дальше
Свадьба в Олимпии
Первая свадебная выставка Санкт-Петербурга 2014 года.
Читать дальше
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ДО И ПОСЛЕ КВАДРАТА
05 декабря 2013 - февраль 2014 Русский музей, Корпус Бенуа

Читать дальше
День
косметолога
День косметолога
Для профессионального косметологического сообщества апрель отмечен знаковым событием: из года в год в начале весны в нашем городе проводится форум специалистов по эстетической медицине «День косметолога». Девиз форума – «Весна – время обновления».
Читать дальше
Филлеры
Филлеры: молодость в полном объеме.
Весной женщины чаще начинают смотреть на себя в зеркало и чаще обращаться к косметологу: после суровой зимы просыпается не только природа, но и наше желание быть красивыми! Мы начинаем проводить пилинги, биоревитализацию и, конечно же, улучшать и омолаживать лицо с помощью гиалуроновых наполнителей.
Читать дальше
Отношения
Учитесь говорить о чувствах
Нужно всего-навсего быть счастливой со своим мужчиной: только в семьях, полных любви, понимания, и душевного комфорта вырастают счастливые дети.
Читать дальше
Возраст для женщины – повод гордиться собой!
Почему возраст считается неприличной темой? И кто придумал, что женщин бестактно спрашивать о том, сколько им лет? Интуиция подсказывает, что запрет на эту тему ввели сами представительницы прекрасного пола, которых сначала в тридцать лет не загнать.
Читать дальше